Предпосылки
Исторически сложилось так, что в Европе прижился телевизионный формат PAL, в то время как в Америке и Японии балом правил NTSC. Отличались эти форматы частотой обновления экрана, поэтому приходилось писать разные версии игр на "железном" уровне. Не то чтобы Sony такая ситуация не устраивала - заточка приставки под регион затрудняла импорт и давала некоторый контроль в распространении "неправильных" игр. А иногда подготовка к релизу в другом регионе оборачивалась сильным допиливанием, а то и перелопачиванием игры (как Сrash Team Racing, чем-то да отличный в каждом из регионов). Таким образом, игры для Sony PlayStation делятся на 3 региональные зоны - Япония, Северная Америка и Европа. Соответственно Япония и Северная Америка издаются в ТВ формате NTSC, а Европа в формате PAL. Некоторые релизы выходили отдельно и для Австралии (как NFS4 с добавленными Nissan Skyline и Holden HSV), но они тоже считаются PAL.
Чиповка
Конечно, приставка проверяла регион диска при загрузке и если он не совпадал с регионом приставки, поиграть в игру не удавалось. Но игроки довольно быстро раскусили, что проверка проводится всего один раз, ровно на экране с логотипом PS. Так родился метод hot-swap. Если во время логотипа на экране открыть крышку, вытащить лицензионный диск и вставить диск другого региона или пиратку - он как ни в чём не бывало запустится, ведь приставка уже получила необходимые данные с другого диска. Но поскольку это неудобно, умельцы научились подпаивать мод-чип, который делал почти тоже самое, но уже без участия человека. Эти самые "чипованные" приставки в большинстве своём у нас и были. Можно было наблюдать забавный эффект смены ширины экрана при загрузке версий игр для разных регионов.
Идентификация
Естественно, имея на руках такую перспективную приставку, Sony понимали, что игр будет много. А раз игр будет много, то нужен способ организации этих игр. Каждый издатель платил за право издать игру на консоли путём покупки лицензии. Каждой лицензии присваивался уникальный идентификационный код. Код этот можно было обнаружить на обложке диска. Да и сам дизайн обложки намекал на регион - у всех американских обложек полоса с надписью PlayStation находилась слева, у европеек - снизу. А японские версии были совсем без полосы - там есть маленький квадратик в углу с логотипом PS. Так сложилось (возможно это было требованием Sony), что этим кодом ещё обзывали исполняемый файл игры. Если открыть диск PS на компьютере, с большой долей вероятности вы найдёте файл SYSTEM.CNF, который ссылается на файл вида SLUS_000.01. Вот этот самый СЛУС с номерком и есть идентификатор игры. Возможно, такое именование было рекомендацией (или требованием) Sony, но не все следовали этому правилу.
Региональные версии так же имеют свои региональные коды (лицензии). Находятся они в корне каталога/диска игры, реже в какой-либо папке. Редко, но случается, что при открытии диска Вы не можете найти данный файл, тогда есть вероятность что у Вас бета-версия игры (предварительная версия) или Homebrew (игра сделанная какм-либо фанатом, но официально не изданная). Есть так же вариант когда Вы не можете обнаружить вообще никаких файлов на диске, это значит что файлы скрыты и просмотреть их Вы можете только использовав специальные программы (об этом ниже). Данный вариант особенно часто встречается в играх от Squaresoft
Региональные коды
ESPM, SCPS, SLPM, SLPS, SIPS - региональные коды (лицензии) Японии
PBPX, PSRM, SCUS, SLUS - региональные коды (лицензии) Северной Америки
SCED, SCES, SLES - региональные коды (лицензии) Европы
Есть и другие варианты. Несомненно, аббревиатуры изначально что-то значили, но сегодня можно только гадать об изначальном значении. Среди догадок следующее:
первая буква обычно S - Sony
вторая буква C (воможно от Сreated) - игра разработана/издана самой Sony
вторая буква L (возможно от Licensed) - лицензированная игра стороннего разработчика.
третья буква P (возможно от PlayStation) - игра японского региона
третья буква E (очевидно от Europe) - игра европейского региона
третья буква U (очевидно от United States) - игра американского региона
четвёртая буква S (возможно от Software) - это игра!
четвёртая буква D (возможно от Demo) - это демо
Когда-то для сверки использовался ресурс Sony Index. Ныне он не работает, есть только восстановленная на blogspot версия: SONY Index. На сегодняшний день советую сверятся с сайтом Redump - пожалуй, наиболее полный список PS1 игр из доступных.
Внимание! В интернете часто можно встретить версии игр которые имеют правильное название кода, но были пропатчены для другого региона (в PAL или наоборот) или же при загрузке игры у Вас есть выбор региона (ТВ формат), так называемые Selector. В русских версиях игр (особенно если это русская + английская версия) можно встретить 2 кода игры.
Процедура
1) Если у Вас диск с игрой, то просто вставьте его в привод, зайдите в директорию диска и найдите файл с указанным выше именем
2) Если у Вас диск с игрой, но Вы сделали как описано выше и видите пустой каталог, значит файлы скрыты. Установите программу IsoBuster и запустите её. Она автоматически откроет директорию диска.
3) Если у Вас образ с игрой, то установите либо указанную выше программу, либо (дополнительно) программу CDmage. При этом программой IsoBuster Вы сможете просмотреть содержимое файла-образа даже если у Вас нет недостающих файлов (скажем .сue или .ссd), так же она поддерживает формат .mdf, .mds и DVD образы. CDmage же требует файла разметки (ccd., cue. и т.д.)
|
Единственный недостаток такого способа - не узнаешь, NTSC-U или NTSC-J. Впрочем, если игрушка на Японском языке, то в 90% случаев это NTSC-J... но не пропатчена-ли на NTSC-U ?