Предыдущая смена поколений оказалась для Sony болезненной: потеряв лидерство на рынке, она потеряла и множество эксклюзивных серий, которые выпускали сторонние издатели (и с которыми PlayStation часто ассоциировалась), хотя это не значит, что такое не случалось до эпохи PS3. Когда-то пребывая на той же позиции, на которой Nintendo была во времена NES, к концу этого поколения Sony сама производит почти 100% своих эксклюзивов. Вот лишь ключевые серии, которые в какой-то момент жили исключительно на платформах Sony, но затем подружились и с конкурентами.
Metal Gear Solid
Начиная с появления Metal Gear Solid в 1998 году на PS1, номерные игры саги в первую очередь выходили на консолях Sony, а их создатель Хидео Кодзима рассказывал, насколько ему интересно разбираться с архитектурой чипов Cell (пусть он и сокрушался после каждого выпуска, что технологий ему не хватает). И хотя впоследствии почти все главные игры перенесли на другие платформы в виде переизданий и расширенных версий, название серии у многих прочно ассоциировалось именно с приставками Sony. Сегодня Кодзима говорит, что ему хотелось бы выпускать игры на многих платформах, Xbox One-версию Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain он лично представлял на конференции Microsoft во время прошедшей E3. Очень похоже, что звание последнего большого PlayStation-эксклюзива в серии останется за Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, вышедшей на PS3 в 2008 году.
Tekken
Файтинг-сериал Tekken начинал свой путь, конечно же, с аркадных автоматов. Первая часть одной из самых удачных серий в истории Namco (более 33 млн. проданных копий) появилась в 1994 году, годом позже ее портировали на PS1, это была первая версия для домашних платформ. По такой схеме номерные части серии выходили вплоть до 2005 года, когда появился Tekken 5 для PlayStation 2. Следующая, шестая часть, кроме аркад и PlayStation 3, вышла на PSP и Xbox 360.
Что же касается прочих ответвлений и ремейков, здесь Namco начала экспериментировать еще в 1999 году, выпустив для портативной консоли WonderSwan Color карточную игру Tekken Card Challenge. С тех пор игры серии выходили на GameBoy Advance, Xbox 360, PS Vita, 3DS, Wii U и даже PC.
Devil May Cry
Devil May Cry, сериал о борьбе полудемона Данте с адскими ордами, придуманный Хидеки Камией и выпущенный Capcom, стартовал в 2001 году как PS2-эксклюзив. На это же консоли появился и куда менее удачный сиквел, но с выходом третьей части серии издатель решил испытать другие платформы и портировал игру на PC. Мягко говоря, эксперимент не удался. Продажи компьютерной версии были такими скромными, что Capcom не стали их разглашать, зато два издания для PS2 (обычное и специальное, вышедшее годом позже) суммарно купили 4,3 миллиона раз. Следующие части (Devil May Cry 4 и перезапуск серии DmC: Devil May Cry) выходили на PlayStation 3, Xbox 360 и PC.
Silent Hill
Легендарная хоррор-серия Silent Hill хоть и совсем недолго, но все же была эксклюзивом PlayStation. Первая часть сериала о маленьком американском городке со своими тайнами вышла в 1999 году для PS1 и заслуженно считалась одной из самых красивых игр на этой консоли — туман, в котором Гарри Мейсон разыскивал свою маленькую дочь, под конец поколения действительно выглядел очень здорово. Начиная со второй части, игры серии появлялись на многих платформах. Случались в истории сериала и не совсем удачные переиздания ранних частей, однако та самая Silent Hill навсегда осталась эксклюзивом PlayStation.
Xeno
У ролевых игр серии Xeno не самая простая история. В основе первой части лежит сюжет, придуманный Тетсуей Такахаси для Final Fantasy VII. В свое время Square посчитала историю слишком сложной для FF и предложила геймдизайнеру создать другую игру с этой историей. В результате в 1998 году на PS1 вышла Xenogears. Годом позже Такахаси основал студию Monolith Soft. А в 2002 году вышел Der Wille zur Macht — первый эпизод новой серии, получившей название Xenosaga. Все три эпизода вышли эксклюзивно для PlayStation 2.
В 2007 году Nintendo купила Monolith Soft, и новая игра студии, получившая название Xenoblade Chronicles, вышла эксклюзивно для Wii. Сейчас Monolith работает над JRPG, фигурирующей под кодовым именем X, про которую точно пока понятно одно — на PlayStation она уже не вернется.
Crash Bandicoot
Бандикут Крэш — один из символов PlayStation, хотя Sony он никогда не принадлежал. Первая часть серии вышла в 1996 году для PS1 и положила начало дружбе между Naughty Dog и Sony, которая со временем переросла в плодотворное сотрудничество — в 2001 году платформодержатель приобрел студию, и в итоге появились Jak & Daxter, Uncharted и Одни из нас / The Last of Us .
С выходом Crash Bandicoot 3: Warped в 1998 году эксклюзивный контракт с Sony закончился, а год спустя Naughty Dog выпустила Crash Team Racing, завершив тем самым свою работу над серией. Последним PlayStation-эксклюзивом стала Crash Bash (2000), клон Mario Party, разработкой которого занималась ныне закрытая студия Eurocom. После этого известный бандикут посетил множество платформ, включая портативные и мобильные. Сейчас права на бывшего маскота Sony принадлежат Activision, которой, кажется, до этого нет никакого дела. Во всяком случае, с 2008 года не вышло ни одной большой игры о приключениях беспокойного Крэша.
Spyro
История Крэша во многом схожа с еще одним героем платформеров и по совместительству маскотом Sony — дракончиком Spyro. Первая часть сериала за авторством Insomniac Games вышла в 1998 году для PS1. Как и в случае с Crash Bandicoot, эксклюзивно на первой домашней консоли Sony вышли первые три части, а Insomniac затем переключилась на создание Ratchet & Clank — нового сериала для PlayStation 2. Позже игры со Spyro делали другие студии, а сам дракончик успел побывать на самых разных платформах.
По странной иронии, права на персонажа, который у многих ассоциировался именно с PlayStation, вновь были у Activision. Только в отличие от позабытого Крэша, судьба Спайро сложилось намного удачнее. В 2011 году Activision выпустила Skylanders Spyro's Adventure, первую игру из новой серии, которая задумывалась как перезапуск вселенной. В Skylanders Спайро затерялся среди других существ, зато успех игры превзошел все ожидания издателя. Дело в том, что вместе с игрой издатель запустил продажу тематических фигурок. Работает это следующим образом — покупаем фигурку, ставим ее в специальный слот, и персонаж появляется в игре, причем на любой из поддерживаемых консолей. Так, в первом квартале 2012 года Skylanders стала третьей по прибыльности серией на территории Северной Америки и Европы, а по состоянию на март 2012 года количество проданных фигурок перевалило за 30 миллионов.
Ace Combat
История странного фантастического авиасимулятора с яркими воздушными сражениями и драматическим сюжетом началась с выходом первой игры в 1992 году на аркадных автоматах. Первая же домашняя версия появилась в 1995 году на PlayStation. После сериал практически не покидал приставки Sony. Первым небольшим исключением стала портативная Ace Combat Advance (Game Boy Advance, 2005). С тех пор небольшие ответвления регулярно появлялись на самых разных портативных и мобильных устройствах (PSP, iOS, 3DS). Что же касается больших игр сериала, то тут PlayStation-эксклюзивность закончилась лишь в 2007 году с появлением Ace Combat 6: Fires of Liberation, причем игра вышла только для Xbox 360. Ace Combat: Assault Horizon, следующая и пока что последняя часть, вышла в 2011 году на PS3, Xbox 360 и 3DS, а в этом году ее зачем-то портировали и на PC. Пока будущая платформенная ориентация сериала остается под вопросом. Хотя в августе этого года Project Aces анонсировала первый условно-бесплатный проект в серии под названием Ace Combat Infinity, который выйдет этой осенью только для PlayStation 3. Но тут эксклюзивность связана скорее с тем, что F2P-игр на Xbox 360 практически нет.
Final Fantasy
Одна из старейших и самых известных ролевых японских серий давно вышла за рамки жанра JRPG и обзавелась множеством ответвлений, все многообразие видов и форм которых впору изучать в университетах. Сегодня в Final Fantasy можно поиграть практически на чем угодно — от многочисленных мобильных и портативных переизданий первых частей и мультиплатформенных онлайновых проектов до больших консольных номерных частей. Серия родилась на NES, но долго была эксклюзивом для систем Sony.
На PlayStation сериал дебютировал в 1997 году с выходом Final Fantasy VII — первой игры сериала, где использовались трехмерные персонажи и часть окружения. В этом же году на первой домашней консоли Sony появилось переиздание Final Fantasy IV, затем с промежутком в год вышли переиздания Final Fantasy V (1998) и Final Fantasy VI (1999). На PlayStation также вышли Final Fantasy VIII (1999) и Final Fantasy IX (2000), затем серия сменила движок и перебралась на более мощную PlayStation 2. Не считая онлайновой мультиплатформенной Final Fantasy XI и неудачных PC-портов седьмой и восьмой частей, сериал утратил статус эксклюзивного лишь в 2009 году с выходом Final Fantasy XIII. Final Fantasy XV, следующая большая номерная часть, ранее известная как Final Fantasy Versus XIII, станет мультиплатформенной и выйдет для следующего поколения консолей от Sony и Microsoft.
Guitar Hero
Guitar Hero умер, но в игры этой известной ритм-серии сегодня можно поиграть практически на чем угодно, даже если у вас нет специальных контроллеров-инструментов. Об этом мало кто помнит, но свой путь оригинальный сериал начинал именно на консоли Sony. Восемь лет назад, в 2005 году, самая первая Guitar Hero вышла только для PlayStation 2. Впрочем, серия совсем недолго оставалась эксклюзивом — в 2006 году появилась Guitar Hero II, а в следующем году ее портировали на Xbox 360.
Следующие номерные части Guitar Hero выпускались для всех больших консолях уходящего поколения, а часть ответвлений посетила мобильные и портативные платформы.
Medal of Honor
За 15 лет существования милитари-серия Medal of Honor успела побывать на многих платформах, но самая первая часть (та самая, где наиболее меткие стрелки могли сбивать с голов нацистов каски, и это поразило многих в самое сердце) навсегда останется эксклюзивом PlayStation: вышедшую в 1999 году для PS1 игру впоследствии так никуда и не портировали. В 2000 году появилась Medal of Honor: Underground, которая легла в основу портативной версии, выпущенной в 2002 году для Game Boy Advance. С тех пор почти все следующие части выходили на нескольких платформах сразу, но эксклюзивно для PlayStation в дальнейшем сделали только одну игру — портативную Medal of Honor: Heroes (PSP, 2006).
Armored Core
Одна из немногих серий, которая хранила верность Sony на протяжении почти десяти лет. Первый экшен про боевых управляемых роботов от From Software вышел для PlayStation в 1997 году. После трех созданных для PS1 игр, в 2000 году студия выпустила вторую номерную часть серии для PlayStation 2, где Armored Core обосновалась еще на пять лет.
С переходом на новое поколение консолей ситуация изменилась, и Armored Core 4 (2006) появилась на PS3 и Xbox 360 практически одновременно. Та же судьба постигла и следующие выпуски серии, включая недавнюю Armored Core: Verdict Day.
Kingdom Hearts
Странный, но очень удачный ролевой экшен с героями Disney и Final Fantasy — еще один хороший пример отличного эксклюзива, который перестал выходить только на приставках Sony. Хотя не самую простую историю Kingdom Hearts еще больше запутывают разные ремейки, ремиксы и прочие спин-оффы, с большими номерными выпусками все более-менее просто и понятно.
Оригинальная Kingdom Hearts увидела свет в 2002 году на PlayStation 2. Тремя годами позже на той же приставке появилась Kingdom Hearts II. С тех пор ремейки и ответвления выходили на разных (преимущественно портативных) платформах, но анонс новой, третьей по счету части состоялся только в этом году. Square объявила, что Kingdom Hearts III появится как на PlayStation 4, так и на Xbox One.